alter_vij (alter_vij) wrote,
alter_vij
alter_vij

«Шитые Рожи» или шаманы для царя Петра I

Какие прекрасные юридические документы встречаются в начале XVIII века:

"Указъ сибирскому губернатору князю Черкасскому объ отпуске въ Петербургъ якутскаго жителя Дмитрия Кичкина съ инородцами, именуемыми «Шитыми Рожами», съ четырьмя шаманами и съ выходцомъ изъ Китая, умеющимъ читать и писать по манжурски и по никански; при чемъ дозволить ему, Кичкину, привезти товаровъ на 4000 руб."

Именуемыми «Шитыми Рожами», да-с… Это про татуированные лица шаманов с берегов Охотского моря. «По никански» - это собственно по-китайски.
Т.е. царь Пётр I в 1722 году затребовал в Петербург, цитирую дословно сей указ – «изъ Якуцкаго уезду шамановъ лутчихъ, которые пользуютъ отъ болезней и бутто угадываютъ, коликое число взять?»

«и бутто угадываютъ, коликое число взять?» - такое впечатление что шаманов первый русский император намеревался использовать то ли в карточных, то ли в политических играх… Однак вскоре ситуация изменилась, к 1724 году буйный царь-реформатор заболел и вновь вспомнил о шаманах-"шитых рожах", теперь уже для лечения.

Между темь даже царские указы тогда на другую сторону континента шли долго. Между Леной и Охотским морем тем временем в 1722-23 годах натурально провели конкурс на лучшего дальневосточного шамана с призом – поездка к царю в Питербурх... В итоге в Якустке составили «риэстр» лучшим шаманам, который и отправили царю.

С «риэстром» лучших шаманов явно ознакомился сам Пётр – вскоре он дословно повторил его в новом указе о шаманах от 21 февраля 1724 года, требуя немедленно доставить означенных к нему.

Цитата из царского указа с данным реестром (кстати, по нижеуказанным волостям можно точно установить этническую принадлежность шаманов):

«Реэстр шаманам.
Кангаланской волости: шаман Кучюнякъ Мазаринъ, онъ же Харабытик, шаманъ Уреыбасъ.
Кокуйской волости: шаманъ Сыдыбылъ Дабудаковъ, шаманъ Иктей Кривой.
Борогонской волости: шаманъ Банга, шаманъ Турчакъ Бучюко, шаманы: Тыкы, Кыпчыкова сынъ Мосхою, онъ же Саингы, шаманъ Кусенекъ.
Нерюптенской волости: шаманъ Могудеръ, шаманъ Ламуга Байтаковъ.
Намской волости шаманъ Кутуяхъ. Бахинского роду шаманъ Дегорень.
Мегинской волости Бырдый Кытынаковъ.
Сыланской волости шаманъ Байга.
Емконской волости шаманъ Дагысъ. Тагуйского роду шаманы Кулакай, Дебука, Челодай, Даку. Лучинского сынъ шаманъ Одуй.
Боронской волости Кусегей шаманъ Жарынъ. Дакырского роду шаманы: Тасъ, Силимъ, Чачикъ.
Ерканской волости Жаланъ Омолдоновъ шаманъ. Жарканской волости шаманъ Конлеку. Шаманы жъ Якуцкого города тамошние уроженцы pycкie люди: Федоръ Турбинъ, Семенъ Рубачевъ».

Резюмирую:
«шаман Кучюнякъ Мазаринъ, онъ же Харабытик» и тем более «шаманъ Уреыбасъ» - это, конечно, хорошо. Но «pycкie люди» Федор Турбин и Семен Рубачев в качестве сильнейших шаманов – это ещё лучше!
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments