alter_vij (alter_vij) wrote,
alter_vij
alter_vij

Что такое Севастополь?


на "Русской планете" вышел мой текст про Севастополь. Поскольку редакция дала его в сокращении, то вот вам полная версия:

Для СССР Севастополь был не только «городом морской славы»

Севастополь известен как город богатого военного прошлого и неизменная на протяжении двух веков база Черноморского флота. Куда меньше общественному сознанию России запомнился тот факт, что к моменту распада СССР город Севастополь был крупным промышленным, а главное, важным научным центром Советского Союза.

Как Севастополь стал центром развития советской науки и технологии, и что из этого в марте 2014 года досталось Российской Федерации в наследство от Украины, кратко рассказывается в этой статье.


Севастополь, которого не было


В 1944 году Севастополя не было. Город был стёрт с лица земли в буквальном смысле слова – это не лирика, а скупой факт архивной статистики. С 22 мая по 20 июня 1944 года на месте бывшего Севастополя работала специальная комиссия строителей и инженеров, скрупулезно подсчитавших, что здесь разрушено 94% всех зданий и сооружений на сумму 2,5 миллиарда рублей в ценах 1944 года (в грубом пересчете это примерно 20 миллиардов современных долларов).

Первые немецкие бомбы упали на Севастополь еще ночью 22 июня 1941 года, затем последовала длительная осада города до июля второго года войны, а что уцелело в ходе нескольких штурмов и множества артобстрелов и бомбардировок взорвали весной 1944 года немцы при отступлении. Территория Севастополя была освобождена 9 мая, ровно за год до окончания Великой отечественной войны. Если к июню 1941-го население города насчитывало 114 тысяч человек, то через 10 дней после освобождения на территории уничтоженного Севастополя было зарегистрировано всего 11 тысяч жителей… Города не было.

Территория бывшего Севастополя была густо заминирована отступавшими немцами и за годы войны засеяна множеством неразорвавшихся снарядов и мин. В 1944-45 годах 355-й инженерный отдел Черноморского флота и 90-й отдельный инженерный взвод обезвредили на территории Севастополя 337632 взрывоопасных предмета – то есть по тридцать мин и неразорвавшихся снарядов на каждого пережившего войну жителя города.

19 ноября 1944 г. появилось Постановление №1605 Совнаркома (правительства) СССР «О первоочередных мероприятиях по восстановлению Севастополя». К марту 1946 года в городе уже проживало 56 тысяч человек, в основном занимавшихся восстановлением разрушенного. Также на расчистке завалов и разрушений в Севастополе работало порядка 8000 немецких и румынских военнопленных

Генеральный план реконструкции и развития Севастополя был утвержден Советом Министров РСФСР (именно России, не всего СССР) 30 апреля 1946 года. План был рассчитан на четверть века, город должен был быть восстановлена за 1950 году и за 20 лет вырасти до 200 тысяч населения. В первый послевоенный год в Севастополе насчитывалось всего 364 автомобиля (для сравнения, по статистике 2013 года здесь их свыше 117 тысяч).

К 1948 году была полностью восстановлена система водопроводов, но сам Севастополь большей частью еще лежал в руинах.


Севастопольский депутат Берия

В августе 1948 года в город приехал Сталин, его сопровождали два человека, отвечавших тогда за гражданскую часть советской экономики – Алексей Косыгин и Николай Вознесенский. Визит не был торжественным и официальным, всё проходило в сугубо рабочем порядке и почти секретно, без обычных для таких случаев статей в советской прессе. Впрочем, три машины и живого полубога в небольшим еще Севастополе было сложно не заметить. Но митингов и церемоний не устраивали. По городской легенде, изложенной позднее местными краеведами, именно Сталин в те августовские дни распорядился вернуть историческое имя проспекту Нахимова и снести минарет единственной в городе татарской мечети.


Сталин и Косыгин на крейсере "Молотов" во время визита в Севастополь

Сама мечеть была разрушена немецкими бомбардировщиками еще в 1942 году, уцелел лишь минарет. Через три года после войны здание мечети восстановили, используя в том числе кирпич разобранного минарета – естественно в этом деле обошлись без высоких указаний Сталина. В восстановленном здании расположился архив Черноморского флота.

Стоит немножко углубиться в историю татарской мечети Севастополя, которая существовала в городе с момента его основания русскими войсками. В ходе Крымской войны и первой осады Севастополя мечеть была разрушена, как и весь город. И восстанавливать её не стали под предлогом малочисленности татарского населения Севастополя – в реальности по причине явной нелояльности крымских татар в ходе недавней войны с Англией, Францией и Турцией. Мечеть снова появилась в Севастополе лишь в 1914 году и действовала до 1938 года, когда НКВД выдало мулле Рихимову стандартные «десять лет без права переписки». Эта разрушенная во время войны и восстановленная мечеть служила зданием архива Черноморского флота до 1992 года, пока, уже в «самостийной» Украине, не была снова сделана молельным домом крымских татар.

Поучительна и история переименований проспекта Нахимова. Старейшая улица города, ранее незатейливо называвшаяся Морской получила имя героя обороны Севастополя вскоре по окончании Крымской войны. А после гражданской войны, в 1921 году проспект Нахимова ненадолго стал проспектом Троцкого, а затем проспектом Фрунзе. Нахимов оборонял Севастополь и Крым от англо-французов, а Троцкий с Фрунзе их брали у белых. Но во второй половине 40-х годов XX века, в разгоравшейся «холодной войне» пример обороны города от коалиции с Запада был куда актуальнее воспоминаний о междоусобной борьбе. И восстанавливаемому после немецких бомб проспекту вернули имя Нахимова. Так же как и в истории с минаретом тут обошлись без приказов Сталина.

На деле Сталин, посещая Севастополь, прежде всего интересовался не архитектурой и именами улиц, а ходом восстановления базы Черноморского флота. Начиналась полномасштабная «холодная война», когда Турция, прежде сохранявшая острожный нейтралитет, после 1945 года, опасаясь выросшего могущества СССР, откровенно ориентировалась на США. В этих условиях Черноморский флот и его главная база становились важным фактором нового противостояния.

Сталин остался недоволен темпами восстановления. По итогам визита он подписал совершенно секретное постановление «О восстановлении города и Главной Базы Черноморского флота – Севастополя». С этого момента город восстанавливался как первоочередной объект в масштабах РСФСР и СССР, а бюджет восстановительных работ вырос в 17 раз.

Фактически, Севастополь на рубеже 1940-1950-х годов представлял собой огромную стройку. Восстанавливалось и строилось всё – от жилых домов и старинных памятников до военных объектов.

Севастополь восстанавливался именно как «закрытый город», главная база флота. Для решения этой задачи Советом Министров СССР на 1949-1952 гг. выделялось 1 миллиард 523 миллиона рублей (в современных цифрах это более 10 миллиардов долларов). Половина этой суммы отводилось на восстановление военных объектов.

Одновременно, было решено сделать Севастополь городом республиканского подчинения. Президиум Верховного Совета РСФСР выпустил Указ: «Выделить город Севастополь в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнести его к категории городов республиканского подчинения». Так Севастополь был выделен из Крымской области, и, начиная с 29 октября 1948 г., горисполком Севастополя подчинялся напрямую Совету Министров РСФСР.

В срочном порядке решили и проблему нехватки рабочей силы. В город посылались целые эшелоны строителей и просто молодых людей без профессии, которые уже на месте поступали в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения). В основном такие «пополнения» шли из России – из Курска, Кирова, Воронежа, Ростова-на-Дону. Примечательно, что в те годы рабочим, занятым на восстановлении двух городов – Севастополя и Сталинграда – постановлением правительства выплачивались специальные надбавки к зарплате.

Все ключевые объекты Севастополя, как военной базы флота, отныне строились с учетом возможности применения ядерного оружия. Этот момент восстановления и развития города контролировал лично главный куратор советского ядерного проекта – Лаврентий Берия. Для этих целей он даже был официально избран депутатом Севастопольского городского Совета. Архивы сохранили немало писем и записок Л.П.Берия по проблемам Севастополя и его восстановления.


Хрущев «открывает» Севастополь


Город был полностью восстановлен за 10 лет к 1954 году. Это совпало по времени со щедрым крымским подарком Хрущева – город вместе со всем полуостровом перешел к Украине уже без изъянов недавней войны. Впрочем, тогда это было чисто административное изменение – просто теперь гражданская часть Севастополя напрямую подчинялась не Москве, как столице РСФСР, а столице УССР Киеву. Для флота же и его базы всё оставалось по прежнему – ими командовали с Большого Козловского переулка в Москве, где располагался Главный штаб ВМФ СССР.

Однако, к концу 50-х годов хрущёвские преобразования коснулись и флота и его севастопольской базы. До этого времени Севастополь развивался исключительно как город для военных кораблей. На уровне правительства СССР не разрешалось размещение в Севастополе каких-либо производств, не связанных напрямую с обеспечением флота и самого города. Севастополь оставался «закрытым». Его основные промышленные предприятия специализировались на ремонте и строительстве военных судов: Вместо имен они носили номера: заводы №11 и №13 Министерства обороны и завод «почтовый ящик №4» Государственного комитета СССР по судостроению. Всего на этих производствах было занято свыше 10 тысяч рабочих.

Из предприятий, не связанных исключительно с обслуживанием города и флота, а работавших для гражданской экономики всей страны, в Севастополе располагалась только крымская экзотика – филиал винного завода «Массандра» и винзавод «Золотая Балка».


Хрущев в Севастополе

В 1959 году товарищ Хрущёв решил снять с Севастополя статус «закрытого города». Это проводилось в рамках затеянного им масштабного сокращения армии и флота. Понимая, что тысячи уволенных со службы моряков-черноморцев надо срочно трудоустроить, Хрущев принял решение создать в Севастополе, в дополнение к военно-морской, и большую базу гражданского рыболовного флота. Благо для такого проекта тут имелись и кадры, и заводы и удобная бухта.

ЦК Коммунистической партии Украины и Совет Министров УССР 30 марта 1960 г. приняли специальное постановление «О мероприятиях по развитию промышленности Севастополя, в связи с трудоустройством военнослужащих, уволенных из Черноморского флота». Так в городе помимо военных моряков и судостроительных заводов появилась база рыболовного флота в Камышовой бухте и два крупных предприятия – «Атлантика» и «Югрыбтрансфлот» – чьи корабли ловили рыбу по всему мировому океану, а активы включали расположившиеся в Севастополе консервные заводы и научно-исследовательские лаборатории.

Одновременно, ранее чисто военный Севастополь, после его своего «открытия» Хрущевым, становился не только промышленным, но и научным центром. До этого в городе работали изучавшая флору и фауну Черного моря Биологическая станция Академии наук ССС, Морской гидрографический институт и морская обсерватория. В начале 1960-х годов к ним добавился переведённый из Москвы Научно-исследовательский институт океанографии с весьма большим по тем временам штатом в 600 сотрудников. Была значительно увеличена численность научных работников биостанции, гидрографического института и всех конструкторских бюро на судостроительных предприятиях города.

«Открытие» города способствовало и росту его населения. Если по переписи 1959 года оно достигло 150 тысяч человек, то к 1 января 1961 года составило уже 169 тысяч.


Прогресс брежневского «застоя»

60-е годы стали временем радикального изменения техники военного флота – советский ВМФ, ранее состоявший в основном из артиллерийских кораблей, предназначенных для защиты побережья, превращался в ракетный флот, готовый воевать в мировом океане в условиях ядерной войны. При всех «открытиях» и росте значения гражданского сектора, Севастополь все равно оставался прежде всего главной базой Черноморского флота, который отныне требовал всё больше технических специалистов и всё более сложных научных технологий.

В 1963 году в городе создается Севастопольский приборостроительный институт, предназначенный для обеспечения квалифицированными кадрами развивающийся научный сектор военной промышленности Севастополя. Одновременно расположенное в Севастополе высшее военно-морское училище имени Нахимова начинает подготовку специалистов по ракетной технике, управлению атомными подводными лодками и ядерными реакторами.

В городе появляются новые, всё более сложные производства: завод «Парус» министерства приборостроения СССР, разрабатывавший блоки управления для атомных подводных лодок, завод радиоаппаратуры имени Калмыкова министерства радиопромышленности СССР, специализировавшийся на системах связи военно-морского флота и атомных подводных лодок, завод «Маяк», занимавшийся разработкой сигнальной аппаратуры для флота, и другие.

В городе возникает целая система конструкторских бюро, связанных прежде всего с атомным подводным флотом: КБ «Таврия», КБ «Коралл», КБ «Черноморец», Севастопольский филиал всесоюзного института источников токов (СовНИИТ) и другие. Их работа была строго засекречена, им выделялись огромные средства для научных исследований и проведения испытаний на базе севастопольских морских заводов.

Почти все научные и промышленные центры Севастополя отныне одновременно работали на военный и гражданский флот. Так Севастопольский Морской гидрофизический институт Академии наук СССР занимался изучением океанского шельфа в интересах базировавшегося в городе большого рыболовного флота и одновременно работал над изучением методов обнаружения атомных подводных лодок.


Брежнев в Севастополе

По градостроительным планам, созданным в то время, населения Севастополя к 1980 году должно было достигнуть 300 тысяч. Но за период так называемого «брежневского застоя» рост населения Севастополя превысил даже самые оптимистические планы 60-х годов. К 1981 году населения города «морской славы» составило 348 тысяч человек – за десятилетие увеличившись почти на 100 тысяч. К тому времени город был не только главной базой Черноморского флота (действовавшего далеко за пределами акватории Черного моря – в Средиземноморье и Атлантике), но и одним из крупнейших в СССР научно-технологических центров.

На начало 80-х годов Севастополь по праву считался одним из самых комфортных мест проживания в Советском Союзе. Этому здесь способствовало буквально всё – от мягкого черноморского климата и красивой архитектуры с многочисленными зелеными насаждениями до прекрасного по советским меркам продовольственного снабжения этой части плодородной Украины и относительно высоких зарплат на флоте и предприятиях советского ВПК.


Ноздря против Хронопуло

Конец 80-х годов запомнился жителям Севастополя борьбой за власть Ноздри и Хронопуло. Нет, «лихие 90-е» ещё не начались и это были не клички лидеров криминальных группировок. Виктор Ноздря был бригадиром, но в классическом значении этого слова – бригадиром судовых слесарей-монтажников Севастопольского морского завода имени Орджоникидзе. А Михаил Хронопуло, происходивший из понтийских греков, с 1985 года в чине адмирала командовал Черноморским флотом.

1989 год стал годом первых и, видимо, последних по-настоящему свободных выборов: на одно место в высшем за¬конодательном органе СССР от Севастополя претендовали 12 человек. К заключительному туру остались двое – бригадир Ноздря и адмирал Хронопуло. В день голосования, 26 марта 1989 г., Севастополь отдал предпочтение Ноздре. Во-первых, он был местный «прораб перестройки», а во-вторых, тогда вообще было модно голосовать против начальства…

Еще более бурным оказался 1991 год. В январе 93,8% избирателей Севастополя на местном референдуме голосовали за вхождение Крыма и города, как отдельных от Украины субъектов, непосредственно в состав СССР. Уже в марте на общесоюзном референдуме 83,1% избирателей Севастополя высказались за сохранение Советского Союза.

Ну а в августе 1991 года Севастополь оказался свидетелем известных событий вокруг «путча ГКЧП». Утром 22 августа в городе все читали официальную газету черноморского флота «Флаг Родины», в которой адмирал Хронопуло сообщал что: «Перестройка зашла в тупик. Обо всем этом с горечью, болью и полной ответственностью заявлено Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР в специальном обращении к советскому народу... Мы должны скрупулезно разобраться в опубликованных документах советского руководства, изучить и уяснить их содержание, понять всю обоснованность и необходимость принятия чрезвычайных мер по спасению социалистической Отчизны…».

Командующий Черноморским флотом в таких дипломатических выражениях, как будто извиняясь и стесняясь, поддерживал тех, кто в Москве попытался отстранить от власти Горбачёва. Но сами московские участники ГКЧП к тому времени уже практически капитулировали, а неудачный первый и последний президент СССР тогда как раз находился всего в 30 километрах от Севастополя на правительственной даче.

В связи с этим, накануне обращения Хронопуло, утром 21 августа 1991 года, в крымском аэропорту Бельбек происходило примерно то же, что мы наблюдали совсем недавно в конце февраля этого года. Только вместо «вежливых людей» аэропорт открыто окружили прибывшие из Севастополя бойцы штурмового батальона морской пехоты Черноморского флота.

Морпехи расположились по периметру аэродрома, оборудовав в близлежащих виноградниках наблюдательные посты. У входа в аэропорт были установлены два станковых пулемета, а с двух концов взлетной полосы аэродрома встали БТРы. Морские пехотинцы должны были обеспечить прилет в Крым делегации из Москвы то ли для ареста, то ли для переговоров с Горбачёвым. Но все решительные действия сторонников ГКЧП из Севастополя этим и ограничились.


Горбачев на аэродроме Бельбек, адмирал Хронопуло по правую руку от него. 18 августа 1991 г.

Вечером 22 августа войска вернулись в казармы. В начале сентября 1991 года скомпрометированный поддержкой ГКЧП Хропонуло был отправлен в отставку. Через несколько месяцев исчез Советский Союз, и Севастополь вдруг оказался отделен от России самой настоящей государственной границей. Впрочем, политическая история Крыма, Черноморского флота и российско-украинских отношений в этом регионе слишком большая и отдельная тема.


Несостоявшийся «Севастополь-2000»

Последний советский Генеральный план развития Севастополя был утверждён 27 августа 1983 года постановлением Совета Министров Украинской Советской Социалистической республики. План был рассчитан до 2000 года и предусматривал развитие Севастополя в первую очередь как научного центра. Предусматривалось значительное увеличение численности работников, занятых в перспективных, как бы сейчас сказали «высокотехнологичных» отраслях промышленности (судостроительной, приборостроительной и радиотехнической). Для этих целей в плане была заложен и заметный рост числа и численности высших и средних учебных заведений Севастополя.

По генеральному плану 1983 года к началу третьего тысячелетия в промышленности Севастополя должно было работать порядка 60 тысяч человек, а разнообразными научными исследованиями в городе должно было заниматься 12 тысяч научных сотрудников. Но черноморская «силиконовая долина» по-советски не получилась. Распад СССР и последовавшие за этим процессы привели к тому, что в 2000 году численность промышленных рабочих Севастополя была меньше советского плана в три раза. Точно так же и численность научных работников в НИИ и КБ города к 2000 году едва превышала 4 тысячи человек, вместо запланированных в 1983 году 12 тысяч. При этом в последний год второго тысячелетия севастопольские промышленные и научные предприятия в основном простаивали без финансирования и работы.

Начало экономического кризиса Севастополя совпало с окончанием «холодной войны». Одним из итогов встречи Горбачёва и Буша-старшего на Мальте в 1989 году стал резкий спад активности и финансирования Черноморского флота и его главной базы. Сокращение финансирования флота естественно тут же ударило по всему городу, два века существовавшему именно как базис флота. Дальнейший кризис Севастополя углубил распад СССР и всем знакомые процессы 90-х годов в постсоветских республиках.

Для демографических процессов характерна некоторая инерционность, поэтому советский демографический рост Севастополя достиг своего максимума уже после распада СССР в 1994 году — 416200 жителей. С середины 90-х годов численность населения города начала неуклонно снижаться – составив в 2000 году 388 тысяч. Ежегодно «демографический минус» составлял почти 5 тысяч человек. По состоянию на 2013 год численность населения Севастополя накануне воссоединения с Россией составила 343 тысячи.

Показательно, что генпланом 1983 года на 90-е годы было предусмотрено создание обширных новых парков и зеленых насаждений в черте города. Но ни один из этих проектов выполнен не был – более того, последние 20 лет стали периодом сокращения зеленых насаждений Севастополя, в основном за счет уплотнительной и частной застройки.

Поскольку Севастополь и в целом весь Крым стали своеобразным яблоком раздора между Российской Федерацией и Украиной, стоит остановиться на национальном вопросе в городе. По статистике всесоюзной переписи населения 1989 года в Севастополе проживало 393015 человек, из них 292605 русских, 81147 украинцев, 7482 белоруса, 2801 еврев, 1211 татар (казанских) и 1140 молдаван.

Остальные национальности насчитывали от нескольких сотен до нескольких десятков человек. Из этих малых диаспор в несколько сотен самыми крупными были чуваши и поляки. Крымских татар в Севастополе в 1989 году проживало 253 человека.

Из 393 тысяч жителей на украинском языке разговаривало 34 тысячи человек, даже меньше половины от прописанных в городе украинцев.

В начале XXI века этнический состав города изменился незначительно – доля украинцев выросла с примерно 20 до 22 процентов, а вот доля тех, кто считал родным и пользовался в быту украинским языком даже уменьшилось. Свыше 90% населения Севастополя в нашем веке разговаривает на русском и менее 7% на украинском. Исследователи считают это реакцией русскоязычного города на навязчивую и неумелую «украинизацию» последних 20 лет.

Не смотря на почти четверть века экономического кризиса, современный Севастополь всё еще остаётся заметным научно-промышленным центром. Вместе со столицей Черноморского флота к Российской Федерации в марте 2014 года перешел целый ряд специализированных производств, начиная со старейшего предприятие города, бывшей адмиралтейской верфи, ныне именуемой Акционерное общество «Севастопольский морской завод».

Среди прочих севастопольских «трофеев» Российской Федерации досталось, например, «Севастопольское авиационное предприятие» специализирующееся на ремонте различной вертолётной техники, конструкторское бюро «Черноморец» и КБ радиосвязи, занимающиеся конструированием гражданских и военных судов и проблемами их связи, в том числе космической. В теперь уже российском Севастополе работает и предприятие «Пламя», специализирующееся на вопросах безопасности морских судов от пожаров и взрывов.

Для послевоенного СССР Севастополь был самым благоустроенным городом, важнейшим историческим памятником, крупным научно-технологическим центром и главной базой Черноморского флота, осуществлявшего «проекцию силы» не столько на Черноморский регион, сколько на всё Средиземноморье. Чем станет вернувшийся Севастополь для Российской Федерации покажет ближайшее будущее.
Tags: "Русская планета", военно-историческое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments