alter_vij (alter_vij) wrote,
alter_vij
alter_vij

ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА 1936 года. Полемические варианты Петра Павленко.

Ну, как и обещал, начинаю публиковать альтернативку к альтернативке – «полемические варианты» Петра Павленко к военной утопии «майора Гельдерса». Впервые эти военно-революционные фантазии были опубликованы в 1936 г. и с тех пор, насколько я знаю, не публиковались, тем более в сети...


Петр Павленко (1899-1951)

Bild 146-2005-0006
"Майор Гельдерс", он же Роберт Кнаусс (1892-1955)

Здесь они, правда, заметно старше, чем когда писали вышеупомянутые опусы – ещё без опыта Второй мировой войны… А на данных фото они уже с этим опытом...
В момент же написания своих «полемических вариантов» Павленко был вот таким (увы, большего размера нет):


Биография Павленко мной описана здесь, добавлю лишь, что военным корреспондентом он был совсем не тыловым - например, в мае 1942 г., после разгрома Крымского фронта, он стал одним из немногих, кто сумел спастись через Креченский пролив вплавь... Т.е. проплыл весь пролив от Керчи до Таманского полуострова на автомобильной покрышке. Один из последних спасшихся... И тогда, в дни нашего поражения, Павленко еще не знал, что вскоре ему предстоит писать сценарий фильма «Падение Берлина», за который он получит свою четвёртую Сталинскую премию (первую он получил за сценарий знаменитого фильма «Александр Невский»).

У «майора Гельдерса», он же, Роберт Кнаусс, тоже была более чем боевая биография:
Родился в Штудгарте, в 18 лет вступил фаненюнкером в пехотный полк; в 1911 произведен в лейтенанты. Участник 1-й мировой войны. Прошел летную подготовку, летчик-наблюдатель. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса; капитан к концу войны. В 1920 г. уволен из армии. Работал в гражданской авиации, с 1924 руководитель ночных полетов авиакомпании «Deutscher Aerolloyd AG». В 1926 возглавил управление перевозок «Deutschen Lufthansa AG». Близкий знакомый одного из отцов-основателей ВВС Третьего рейха Э. Мильха. Когда Кнаусс писал свою фантастическую книгу, он как раз был включен в состав Совета директоров «Люфтганзы». В 1935 зачислен в люфтваффе подполковником. С 1936 командир 1-й группы бомбардировочной эскадры «Бёльке», с 1937 – учебной эскадры «Грейфсвальд». В 1940 назначен начальником штаба Командующего ВВС в Норвегии. Участник Французской кампании 1940 г., осенью того же года назначен начальником Академии люфтваффе, готовившей командные кадры для гитлеровских ВВС. В 1944 г. был отстранен от руководства академией и зачислен в резерв. В мае 1945 захвачен французскими войсками, но в декабре того же года освобожден. Умер чрез 10 лет после войны в Италии.

Для начала предисловие Петра Андреевича Павленко к своим полемическим вариантам:

Произведение Гельдерса не утопия, а скромный военно-технический или социальный роман и потому, чтобы опубликовать варианты и черновики к нему, нет надобности извлекать содержимое письменного стола дорогого майора. Неписанные архивы каждого социального произведения хранятся в событиях его эпохи. И вот я, читатель, извлекаю несколько глав, которые безусловно должны были оказаться в романе, если бы автор его задавался целью написать утопический роман на данных реальной действительности. Гельдерс же попытался написать реалистический роман на данных военно-технической утопии, и получилась обидно несерьезная книга.

О чем рассказывает Гельдерс? Затевается англо-французская война. Английский полковник (впоследствии генерал) Бреклей, глава воздушного флота, предпринимает налет на Париж. В Париже возникает восстание. Французы отвечают десантом в Англию. Однако, при помощи воздушных сил все того же Бреклея удается справиться с десантом и в сражении, решившем исход кампании и явившемся высшим триумфом воздушного флота, Бреклей погибает при атаке с воздуха французских батарей. Английский воздушный флот предпринимает последний бомбовой рейд в глубокий тыл Франции, рейд мести за Бреклея. В промышленных районах Сев. Франции, Бельгии, Лотарингии рабочие восстания. Власть ускользает из рук растерянного французского правительства. На армию и флот нельзя положиться, и в конце концов Франция покорно принимает все условия позорного мира, продиктованного ей Англией в союзе с Италией.

Франция, охваченная пожаром восстаний и революции, выведенная из строя великих капиталистических держав, усилившая свою мощь Англия, крепкая и сильная Италия, перегрызшая горло Югославии, восставшая из праха Венгрия — таковы итоги войны по Гельдерсу. О Германии, как и о Польше, он не говорит ничего. Но... если восстановлена в границах 1914 года Венгрия, то уместно предположить, что восстановлена и «великая» Германия, а следовательно о том, что случилось с Польшей, лучше и не рассказывать.

На самом же деле события эти, если бы они действительно произошли, вызвали бы несколько иные итоги и несколько более сложную расстановку социальных сил в каждой стране и следовательно более острые взаимоотношения всех стран на всем европейском материке.

Архив политических событий от конца великой европейской бойни 1914—1918 гг. до сегодняшнего дня весь к нашим услугам. Я извлекаю из него главы, хотя и не вошедшие в роман, но совершенно в нем необходимые: они помогут привести произведение к новому концу, который будет, пожалуй, более правильным, чем тот, который угодно было выбрать майорам, пишущим книги для того, чтобы скорее можно было начать войну— единственное мыслимое «спасение» их режимов. Но, как говорил тов. Сталин на XVII съезде партии: «Конечно, нет оснований предполагать, что война может дать действительный выход. Наоборот, она должна еще больше запутать положение. Более того, она наверняка развяжет революцию и поставит под вопрос само существование капитализма в ряде стран, как это имело место в ходе первой империалистической войны».

Главы моего варианта не исчерпывают всей суммы возражений, вызываемых текстом Гельдерса. Читатель сам дополнит их.

При чтении «вариантов» может возникнуть законное сомнение: (возможно ли, чтобы вся эта огромная волна восстаний, битв и революционных катастроф прошла в течение всего лишь 5—6 дней?

Конечно, действительность будет иной. Но в наших «вариантах» мы вынуждены были вслед за автором романа расставлять события в тех крайне узких и явно нереальных рамках времени, которые даны Гельдерсом.

(Продолжение завтра…)
Tags: Пётр Павленко, военно-историческое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments