alter_vij (alter_vij) wrote,
alter_vij
alter_vij

отличная тема в новой "Лимонке"

Советским антарктическим станциям – 50 лет
написал для нас человек, зафиксировавший самую низкую температуру в мире -89 по Цельсию.


РУССКАЯ АНТАРКТИДА
Почти два века назад русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1820 г. первыми достигли Антарктиды и обошли открытый материк вокруг. С 1946 г. научная группа советской китобойной флотилии «Слава» проводила наблюдения в антарктическом районе.
13 июня 1955 г. Советское правительство приняло решение об организации Комплексной антарктической экспедиции, которую в последствии переименовали в Советскую антарктическую экспедицию. 30 ноября 1955 г. флагман первой экспедиции, дизель-электроход «Обь» вышел из Калининграда, трофейного порта нашей великой Победы. Уже 13 февраля 1956 г., ровно 50 лет назад, русские люди впервые ступили на землю ледяного и необитаемого материка Земли. Состоялось открытие первой советской антарктической станции – обсерватории «Мирный».
Советские люди отправились в Антарктиду не новичками: за их спиной многолетний опыт работы в Арктике, на Северном ледовитом океане. Многие имели правительственные награды.
Первый этап исследований в Антарктиде, с 1956-1965 гг., носил «разведывательный» характер. Началась аэрофотосъемка с самолетов и исследования с помощью наземного транспорта. В апреле-мае 1956 был совершен первый поход в глубину континента на 375 километров. 16 декабря 1957 была открыта уникальная внутриконтинентальная станция «Восток». Она находиться на ледяном куполе на высоте 3488 метров выше уровня моря. Это самая холодная станция в мире. В летний период температура воздуха -20-40 градусов по Цельсию. В самые холодные месяцы температура нередко опускается ниже -80 градусов. Эксплуатация дизель-генераторов в условиях «Востока» осложняется пониженным атмосферным давлением и низкими температурами воздуха, вызывающими увеличение расхода топлива. Кроме того, из-за недостатка кислорода происходит неполное сгорание солярки. Солярка при -75 превращалась в густую массу, антифриз при -85 кристаллизировался, застывший как холодец бензин переставал испаряться, металл при -87 становился хрупким.
Основное снабжение станции идет при помощи санно-гусенечных поездов. В первое десятилетие работы «Восток» расходовал за год 120 тонн дизельного топлива. Чтобы доставить эти 120 тонн поезд должен состоять из дюжины тягачей и дюжины саней с цистернами. На весь путь, от Мирного до Востока и обратно, (около 3 тысяч километров) тягачи расходуют 170-180 тонн солярки. Кроме горюче-смазочных материалов поезда доставляют оборудование, строительные материалы, продукты. С помощью самолетов на станции привозят полярников, научные приборы, боящееся мороза продовольствие. Полеты возможны только в летний период: ноябрь-февраль. Причем полеты с посадкой можно осуществить при температуре не ниже -60 и при отсутствии поземки. Для получения воды пилят снег и складывают его в специальные снеготаялки. При очень низких температурах электрические и бензиновые пилы не работают, и снег пилят вручную.
В 1961 в оазисе («оазисе», в котором никогда не вырастут пальмы) Ширмахера открыта станция «Новолазаревская», а в 1963 станция «Молодежная». На этом этапе работало еще несколько станций, которые потом перевели в сезонные, (то есть работающие только в летний период). В ходе континентальных походов определены высоты ледниковой поверхности, изучен рельеф ложа под ледниковым покровом. Получены первые достоверные сведения о природе восточной Антарктиды. Советские исследователи достигли Полюса Недоступности, где больше никто из человечества не бывал. С 1961 советские самолеты Ан-12 и ИЛ-18 стали каждый год летать из Москвы в Мирный.
С 1966-1973 происходил второй этап изучения белого континента. В это время широкое развитие получили принципиально новые виды исследований: радиолокационное зондирование, глубинное бурение, исследование верхних слоев атмосферы метеоракетами, широкое использование спутниковой информации. На станциях стали применять ЭВМ и самописцы для непрерывной регистрации изучаемых явлений. На смену научным работам, носившим в основном описательный характер, пришли детальные научные разработки; освещающие природу атмосферных процессов над Антарктикой, режимные характеристики ледникового покрова, динамику вод и ледовый режим Южного океана, строение земной коры отдельных районов материка.
В 1968 была открыта станция «Беллинсгаузен» на острове Кинг-Джордж. В 1971 в малоизученном районе Берега Отса основана станция «Ленинградская». В 1971 «Молодежная» стала советским антарктическим метеорологическим центром (АМЦ) и главной базой Советской Антарктической Экспедиции, выполняющей оперативную работу по приему и передаче всех видов информации. «Мирный» стал базой для снабжения внутриконтинентальной станции «Восток» и маршрутных исследований.
В апреле 1973 возле Антарктиды сложилась небывало тяжелая ледовая обстановка: около станции «Ленинградская» судно «Обь» попало в ледовый плен. В «Мирном» и «Молодежной» находились полярники, уже год отзимовавшие. Вывезти их никто не мог. В Антарктике наступила зима. Зимой, в тот период, к берегам континента суда не могли подойти, мешали тяжелые льды. На помощь, из Ленинграда, вышло судно «Профессор Зубов». Удалось провести уникальную по сложности операцию. Вертолеты, вывозившие людей с побережья к судну, совершали посадки на айсберги, дрейфовавшие в океане. С айсбергов полярников перевозили катерами на судно. Вертолеты летали над безжизненным океаном на такие расстояния, на какие раньше не рисковали. Летчики ловили малейшее окно между штормами, которым зимой в краях нет числа. От «Молодежной» подходящее место, для посадки вертолета на айсберг нашли в 400 километрах…
Третий период исследований охватывает с 1974-1990 гг. Для этого этапа характерны широкомасштабные комплексные научные исследования по специальным программам, в том числе и международным. Этот этап был наиболее длительным и плодотворным по своим научным результатам. В марте 1980 начаты регулярные наблюдения на открытой на мысе Беркс Берега Хобса (западная Антарктида) станции «Русская». Район, в котором создана «Русская», является наименее изученным. Обширный участок побережья от моря Росса до западных бегов полуострова Антарктида долго оставался белым пятном. Открытие новой русской станции должно было восполнить этот пробел. Климат здесь характеризуется чрезвычайно суровыми условиями. Среднее число дней в году со скоростью ветра более 15 метров в секунду составляет 264, из них 136 дней, когда скорость ветра превышает 30 метров в секунду.
Успешно продолжалось бурение глубинных скважин на станции «Восток». В результате сейсмических исследований выяснилось, что под ледником, на котором находиться «Восток», расположено гигантское озеро, по размерам близкое к Ладожскому озеру, воды которого миллионы лет не соприкасались с атмосферой Земли.
В 1988 основана станция «Прогресс». Широкое применение получили вертолеты. На этом этапе в Антарктиде работало максимальное количество советских полярников. В 80-ых годах на станциях зимовало от 299 до 377 человек. Количество людей работавших в летний период составляло 300-400 человек.
Неоднократно экспедиционные суда, зажатые льдами, совершали вынужденный дрейф. Так при разгрузке на станции «Ленинградская» арктический флагман «Михаил Сомов» был зажат льдами и стал дрейфовать. Дрейф продолжался 53 дня (2 февраля по 26 марта 1977). 15 марта 1985, во время обеспечения станции «Русская», это судно опять попало в ледовый плен. Дрейф в Тихоокеанском ледовом массиве продолжался 133 дня. Его высвободил ледокол «Владивосток», который дважды пересек тяжелые льды ледового массива, пройдя в них, в условиях полярной ночи, около 2 тысяч миль. Такое плавание зимой в Антарктике было осуществлено впервые.
Летчикам также приходилось принимать участие в беспримерных по трудности полетах. 17 марта 1982 (уже после закрытия летного сезона) был выполнен санитарный рейс самолета ИЛ-14 из «Молодежной» на «Восток», чтобы вывезти тяжело больного. Самолет совершил посадку на станции при температуре воздуха -62 градусов по Цельсию. В экстремальных условиях антарктического плоскогорья это является исключительным событием. Когда самолет сел и остановился на полосе, лыжи стали примерзать к снегу. Больного быстро погрузили. Через 90 секунд после остановки ИЛ-14 начал разбег для взлета. Если бы погрузка немного затянулась, тот самолет не смог бы влететь…
Из наиболее трагических событий явился пожар на станции «Восток». 12 апреля 1982 сгорело здание дизельной электростанции. Во время пожара погиб начальник электростанции Карпенко и сгорела основная часть горючего. Подача электроэнергии прекратилась. А зима на «Востоке» только началась. Сутки после пожара «Восток» молчал. Когда запустили старый дизель-генератор на буровой, то дали по рации сообщение об аварии. Восточники оказались отрезаны от остального мира, словно жители другой недоступной планеты. И эта планета называлась Полюс холода. Электроэнергии хватало только чтобы питать радиостанцию. К счастью на складе сохранились солярные печки-капельницы. Из газовых баллонов делали новые печи. Из парафина изготовляли свечи. Уже 1 мая оборудовали новую баню. Ее сделали в пустующем домике гляциолога. Застелили пол железным противнем и сделали дырку для стока воды. На печку поставили бочку с водой. В дне бочки сделали дырку и пропустили через бочку трубу. Труба раскалялась и нагревала воду. Мылись в резиновых сапогах, чтобы ноги ни примерзали к полу…
Лишь в декабре 1982 походом была доставлена аварийная электростанция, что позволило восстановить почти все виды научных наблюдений. 21 июля 1983 метеоролог Лазарев зафиксировал температуру воздуха -89,2 по Цельсию. Самую низкую на планете.
Четвертый этап русского исследования Арктики охватывает 1991-2005 годы. Это самый тяжелый период за всю историю отечественных полярных станций. Государство резко сократило расходы на освоение полярных районов. В 1991 были закрыты «Русская» и «Ленинградская», в 1992 временно законсервирован «Прогресс». Закрыта Русская, законсервирован Прогресс. Такой вот невеселый невесёлый афоризм…
С 1993 перестали осуществляться научные внутриконтинентальные походы. Изношенность транспортной техники и отсутствие запчастей приводили к тому, что во время походов на станцию «Восток» большая часть техники оставалась на трассе. Из осеннего похода 1993 в обсерваторию «Мирный» вернулось 2 тягача из 11, часть участников похода снята вертолетами.
В конце 90-ых годов сложилась парадоксальная ситуация: средний возраст тягачей, ходивших из «Мирного» на «Восток», был больше среднего возраста водителей этих тягачей. Количество обслуживающих экспедицию судов сильно сократилось. Если раньше их было 7-9, то теперь 1-3. Строительные работы в русской Антарктиде последний раз производились в 1991 году.
Российские полярники ещё продолжают трудиться на белом континенте, работают на энтузиазме. Во многом это заслуга директора Арктико-Антарктического научно-исследовательского института И.Е.Фролова, начальника Российской антарктической экспедиции В.В.Лукина и их соратников.
Станции ждут новых молодых полярников, которые вернут нашей стране статус первой антарктической державы мира. Идти впереди Планеты, это вам не акции с облигациями тырить.
А.С.Лазарев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments