alter_vij (alter_vij) wrote,
alter_vij
alter_vij

"бамбуковый" И-16

Все знают, что китайцы большие мастера по части скопировать и наладить производство чужих конструкций и изобретений.
Так вот, судя по всему, в отношении «продукции» отечественного производства эта практика началась лет 70 назад, когда китайцы решили нелицензионно скопировать советский истребитель И-16...
Сейчас мало кто знает, что Вторая мировая война началась де-факто не в Польше и даже не в Судетах или Карелии, а в Китае в 1936 году. К 1937 году уже шла большая японо-китайская война, которая продлится аж до 2 сентября 1945-го.
СССР, чтобы прикрыть свои восточные границы от очень добрых японцев, активно поддержал Китай – советского оружия и советских военных в Китае было куда больше, чем в воюющей Испании тех лет. Поставки советского оружия шли в Китай даже летом 1941-го, а наши военные советники воевали в Китае даже в 1942 году (будущий маршал Чуйков поехал под Сталинград прямо из Китая).
Так вот, СССР с 1937 г. поставлял Китайской Республике истребители И-16, весьма совершенные на тот период боевые машины. В Синьцзяне строился завод для лицензионной сборки И-16 из советских деталей.
Но китайские товарищи решили не тормозить и попытались сами скопировать и наладить у себя производство китайского аналога И-16…
Нелицензионное производство "ишаков" начали освоивать на базе итало-китайского предприятия SINAW в г.Наньчане (где за 10 лет до этого, при поддержке Коминтерна началось восстание коммунистов, ныне отмечаемое в КНР как общенациональный праздник, день Вооруженных сил).
Производство авиационной «нелицензионки» наталкивалось на массу трудностей, не только технических, но и политических. 9 декабря 1937 г. производство на итало-китайском предприятии было свернуто по личному приказу Муссолини. Станочный парк завода SINAW сумели по речным путям эвакуировать от недружелюбныхитальянцев и наступавших японцев в Чунцин.
Станки установили в пещере длиной 80 и шириной 50 м. Обустройство нового завода заняло год, предприятие получило название «2-е авиационные производственные мастерские ВВС». Работа по подготовке выпуска копий истребителей И-16 началась еще до прибытия станков с завода фирмы SINAW. Китайский И-16 получил обозначение «Чань-28 Чиа» или «Чань-28-I».
Чертежи снимались прямо с «родных» истребителей И-16. Не хватало станков, а влажность в пещерах достигала 100%. Исходя из реальных условий, полностью изменили технологию выклейки обшивки фюзеляжа и крыльев - бамбук в три слоя. Металлические лонжероны, шасси и колеса - советского производства, их предполагалось демонтировать с неисправных самолетов И-16.
Методы контроля качества продукции оставались примитивными и занимали много времени. Двигатели - М-25 с неисправных И-152 и И-16, использовались и американские моторы Wright-Cyclone. Двухлопастные воздушные винты поставлялись из Советского Союза в комплектах запчастей к истребителям И-16, кроме того использовались винты, снятые с американских истребителей "Хоук-II", ранее состоявших на вооружении ВВС Китая. Вооружение китайского «ишачка» - два крупнокалиберных пулемета Браунинг.
Сборка первого истребителя Чань-28-I началась в декабре 1938 г., завершили первый самолет только в июле 1939 г. Самолет получил заводской номер Р 8001. Истребитель прошел всесторонние наземные проверки, прежде чем впервые оторвался от земли. Летные испытания завершились успешно. Насколько известно, построили всего два одноместных истребителя Чань-28-I, по другим данным – до десятка «бамбуковых» машин.


Чань-28 Чиа

Tags: военно-историческое, ориентальные картинки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments