alter_vij (alter_vij) wrote,
alter_vij
alter_vij

Как Китай строит свой первый авианосец


Бывший советский авианесущий крейсер «Минск» в китайском Шэньчжэне

Еще в конце 1980-х гг., для изучения конструктивных особенностей авианосца, Китай приобрел в виде металлолома за 1, 4 млн. долларов австралийский авианосец «Мельбурн» (заложенный еще в годлы Второй мировой войны для британского флотав). После продажи корабля Китаю, он был отбуксирован в Южный Китай, где в 1994 году был разделан и его части активно использовались техническими специалистами для изучения строения авианосца.

Так, в 1995 году палуба авианосца использовалась для летной подготовки пилотов морской авиации на специальных курсах, созданных по настоянию Адмирал Лю Хуацюня (до этого пилоты курса отрабатывали укороченный взлет и посадку на участке простой дороги.) Катапульта, тормозная система, лифтовые и другие механизмы купленного «металлолома» стали объектами пристального внимания китайских специалистов, что говорило о наличии пробелов в технологической части по данным механизмам.

Большое внимание уделялось Китаем так же и авианосцам, построенным во Франции: в 1996 г. китайские представители безуспешно пытались приобрести авианосец «Клемансо» (1961 г. постройки), выводимый из состава флота в следующем году. Вместе с тем, при продаже Китаю вертолетов «Супер Фрелон» и «Дофин», французская сторона выразила согласие на проведение обучения китайских пилотов в посадке на авианосец.

Испанская кораблестроительная компания «Импреса Насиональ», увидев заинтересованность Китая в авианосце среднего класса, предоставила на рассмотрение два проекта постройки авианесущего корабля. Оба проекта представляли собой низкостоимостные проекты легкого корабля, водоизмещением в 16 тыс. т., с обычным взлетом и посадкой, и авиакрылом 21 самолет и 4 вертолета. По своим характеристикам оба проекта соответствовали проекту авианосца ВМС Таиланда «Чакри Нарубет». В 1995 г. глава испанской компании побывал в Китае и провел переговоры по вопросам подряда на строительство, но переговоры окончились безуспешно. Позднее, представители китайской стороны посещали тайский авианосец, имея вполне конкретные цели ознакомления и установления возможности покупки корабля по более низкой цене, используя экономические трудности испытываемые

Но самым щедрым рынком покупок для Китая стала Россия.

Первым удачным приобретением стал тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Минск". Второй в серии кораблей проекта 1143 он был спущен на воду в сентябре 1975 г. и введен в состав флота в 1978 г.

Интересна история приобретения Китаем корабля. На момент продажи (середина 90-х годов) 45 тыс. тонный "Минск" являлся пятым кораблем данного класса по тоннажу в мире. Выведенный из состава Тихоокеанского флота и проданный на лом южнокорейской компании, корабль отводится в один из портов Южной Кореи и "застревает" там из-за экономического кризиса. Южнокорейская компания, выступившая первичным покупателем корабля, в силу финансовых и иных причин, оказалась не в состоянии "освоить" такой корабль и весьма кстати подвернувшиеся в 1997 году китайские инвесторы купили его за 5 млн. долларов США.

Основной целью покупки объявлялось создание плавучего увеселительного аттракциона. Но многие эксперты высказывали мнение, что данная сделка была предопределена и совершалась по заранее намеченному плану.

После 18 месяцев ремонта, который обошелся примерно в 45 млн. долларов США, корабль, превращенный в аттракцион под названием «Minsk World», встал на якорь в бухте специальной экономической зоны (СЭЗ) Шэньчжэнь, недалеко от Гонкога.

После ремонта, который проводился на судоремонтном заводе, расположенном недалеко от СЭЗ, внешний вид корабля не изменился, оставленные системы вооружения, такие как пусковые установки ракет "поверхность-воздух", и отработавшие свой ресурс самолеты "Миг 23", после косметического обновления и покраски, стали частью выставочной экспозиции.

Но известно, что уже к средине 2006 г. «Minsk World» было закрыт по причине банкротства.


на палубе бывшего «Минска»

Второй удачной покупкой стало приобретение китайской компанией "Tianma Shipbreaking" за 70 млн. юаней (примерно за 8,4 млн. долларов США) авианесущего крейсера "Киев".

ТАКР "Киев", головной корабль серии из трех кораблей проекта 1143 был спущен на воду в декабре 1972 г. и введен в состав флота в 1975 году. К моменту покупки ТАВКР "Киев" состоял 20 лет на службе (хотя был рассчитан на 25 лет) и был выведен из состава флота в 1995 году.

17 мая 2000 года корабль был буксирован из базы Видяево (Мурманская обл.) в китайский порт Тяньцзинь. В среду 30 августа 2000 года корабль длиной 273 метров встал на якорь в бухте порта.

Первоначальные планы по слому и переплавке «изменились», так как Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро по использованию корпуса ТАВКР "Киев" якобы в туристическом бизнесе.

Третья сделка по покупке авианесущего корабля на рынке постсоветского периода стало приобретение на Украине ТАКР "Варяг".

Заложенный на Украине в декабре 1985 году на верфях судостроительного завода в г.Николаеве вторым в новой серии авианесущих крейсеров проекта 1143.5 (первым был ныне единственный российский ТАКР "Адмирал Кузнецов") "Варяг" был спущен на воду в ноябре 1988 г. Длина его составляла 306 метров, ширина 72 метра, водоизмещение 67 тыс. тонн. Вооружение составили бы ракетные комплексы и авиационная группа в 60 самолетов. Из-за политических (распад СССР, неопределенность статуса Черноморского флота) и финансовых проблем (нехватка средств у государства России на продолжение строительства) крейсер, готовый на 70 процентов, в январе 1992 г. был "заморожен", а в 1994 го. Россия полностью отказалась от участия в достройке корабля.

Учитывая, что николаевские судостроители тратили на поддержание на плаву корабля до 1 млн. долларов США в год, а гарантии на установленное на корабле оборудование истекли, правительство Украины активно принялось искать способ избавиться от него, продав по приемлемой цене.

Покупатель нашелся только в 1998 г. Обладателем корабля стала компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, расположенная в Макао, португальской колонии на юге Китая. Эта компания стала единственным участником международного тендера объявленного Украиной и, соответственно, покупателем корабля.

Проданный за 20 млн. долларов США (стартовая цена тендера) корабль должен был быть отведен через Босфорский пролив для последующего ремонта и переоборудования в плавучий пятизвездочный отель. На семи уровнях предполагалось разместить номера, рестораны, казино, бары, дискотеки и торговые центры…

Совершенная сделка неожиданно наткнулось на жесткое сопротивление Турции, которой принадлежит право пропуска и менеджмента судоходства в проливе. Мотивируя отказ, угрозой судоходства при проходе через узкий пролив Стамбула, Турция долгое время не соглашалась вести переговоры на эту тему. Отказав в пропуске судна, Турция, по всей вероятности, руководствовалась не только "угрозой судоходства". По замечаниям экспертов немалую роль в этом сыграли США, которые крайне обеспокоены действиями китайцев на этом направлении.

Руководство НАТО и соответствующие службы США выражали сомнения в том, что построенный на 70 процентов авианосец будет использован для создания гостиничного комплекса, а не для постройки, соответствующего его профилю, корабля. А если к этому добавить факт присутствия во главе компании из Макао бывших китайских военных (глава компании отставной адмирал, а из шести членов совета директоров четверо отставные офицеры ВМС Китая), переход Макао под юрисдикцию КНР в 1999 году и сумму перестройки в гостиничный комплекс в полтора миллиарда долларов США, то вероятность такого исхода представлялась возможным.

К разрешению этой скандальной ситуации подключились государственные органы Китая в лице МИДа. Во время визита министра иностранных дел Китая в Турцию этот вопрос был обсужден и правительство Турции согласилось пропустить уже китайский авианосец через Босфор и Дарданеллы…

В настоящий момент бывший «Варяг» находится на ремонте в Даляне, бывшем русском Дальнем…

Таким образом, на 2001 г. КНР получил в свое распоряжение четыре авианосных корабля, один из них был разобран и досконально изучен, остальные три используются для получения информации техническо-конструкционного плана в тех областях, в которых китайские конструкторы авианосцев испытывают затруднения.

По мнению ряда зарубежных источников, проектирование авианосца для ВМС КНР осуществляется китайскими специалистами с 1994 г., с помощью российских конструкторов из ОАО «Невское Проектно-Конструкторское Бюро», используя в качестве корабля-аналога советские ТАКР семейства 1143.

Предполагается что три китайских авианосца («проект 9935») строятся в крытых эллингах-доках судостроительных заводов Шанхая. Так же отмечается начало строительства инфраструктуры базирования авианосных кораблей в Даляне, Шанхае и Чженьцзяне. Прогнозируется и окончательный срок введения первого корабля в строй - 2010 год.

Формирование палубной авиагруппы может быть реализовано так же с помощью России. Так, опубликованы сведения о переговорах между Китаем и Россией о поставках порядка 48 истребителей «Су-33» - корабельного варианта «Су-27».

В то же время не исключена и самостоятельная разработка Китаем палубных самолетов: для изучения конструкции «Су-33» китайцы купили на Украине истребитель «Т-10К» (один из опытных вариантов «Су-33», оставшийся при распаде СССР). Самолет уже непригоден для полетов, но на нем есть все системы, обеспечивающие посадку на палубе авианосца.

Возможно, при снятии санкций Евросоюза по продаже Пекину военной техники, Китай заинтересуется и французским палубным истребителем «Рафаль». А в качестве противолодочных и спасательных машин, и средств ДРЛО могут быть использованы российские вертолеты «Ка-28».


китайские девушки - курсанты летной школы ВВС НОАК в бывшем русском Харбине

Предполагается, что будущий китайский авианосец, прежде всего, будет предназначен для обеспечения ПВО надводных соединений в морской операционной зоне. Основой для построения новой тактики все командующие ВМС Китая, начиная с адмирала Лю Хуацюня (кстати, бывшего слушателя Академии имени Ворошилова, СССР) считают "приобретение" флотом авианесущего корабля, который сформирует боевую группу, "сбалансированную в трех измерениях силы" - воздушной, надводной и подводной.

Второй задачей китайского авианосца будет являться ударная задача, выраженная как в наличии на борту корабля ПКРК, так и обеспеченная ударным потенциалом истребителей-бомбардировщиков

Мобильное и эффективное использование авианосных кораблей в системах ПВО флота и группировок сил, а так же четкое и оперативное управление боевыми действиями в наибольшей степени могут быть достигнуты при постоянном (штатном) составе сил, действующих совместно с авианосным кораблем. В этом аспекте в состав первой китайской АУГ (авианосной ударной группы) могут войти четыре созданных в России эсминца пр. 956Э и 956ЭМ, что с учетом использования российских технологий в создании китайского авианосца, позволит сформировать ВМС НОАК однородное ударное соединение, представляющее серьезную силу в Восточноазиатском регионе.

Примерные характеристики перспективного китайского авианосца:
Водоизмещение: стандартное - 44700 т., наибольшее — 52750 т.
Главная Энергетическая Установка: четыре паротурбинные установки и 8 парогенераторов российского производства, аналогичных установленным на проданных Китаю российских эсминцах пр. 956. Скорость: 28-30 узлов.
Авиагруппа - до 40 летательных аппаратов, из которых:
- истребителей-бомбардировщиков — 24-30 ед.
- вспомогательные самолетов и/или вертолетов (ДРЛО, ПЛО, спасательных) — до 10 ед.
- авиационные запасы сформированы из расчета 8-10 самолетовылетов на одну машину.
Оружие: несколько противокорабельных ракетных комплексов, зенитно-ракетные комплексы, радиоэлектронное вооружение российского и китайского производства.


В ноябре 2008 г. высокопоставленный военный представитель КНР – Директор отдела по внешним связям министерства обороны Китая генерал Цянь Лихуа – в интервью британской газете Financial Times, что у каждой великой державы должен быть авианосец.

"Военно-морской флот любой великой державы... мечтает иметь хотя бы один авианосец", - сказал генерал в газетном интервью. Генерал отказался ответить на вопрос, принято ли в Китае решение о строительстве авианосца. "Однако он дал понять, что Китай имеет на это полное право", - сообщает газета.

Британское издание Jane's Defence Weekly в октябре 2008 г. сообщало, что Народная освободительная армия Китая готовит 50 военных летчиков, которым предстоит летать на самолетах палубной авиации с неизменяемой геометрией крыла.

В марте 2007 года поддерживаемая Пекином гонконгская газета сообщила, что Китай получит свой первый авианосец к 2010 году.

Забавно, что приобретение всех авианосцев в бывшем СССР обошлось Китаю в 33 миллиона долларов – в общем то цена нескольких «дач» на Рублёвке…
Tags: китайский авианосец
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments